Понедельник, 30 Сентябрь 2013 22:57

Городская неделя профориентации в Москве. Методический марафон.

Оцените материал
(0 голосов)

С 21 по 25 марта во всех округах Москвы прошли мероприятия Городской недели профессиональной ориентации, кульминацией которых стал Городской методический марафон, организованный Информационно-аналитическим центром Департамента образования Москвы.
В мероприятии приняли участие 130 представителей учреждений общего, среднего и высшего образования, окружных управлений образования и центров профессиональной ориентации.

Открыла мероприятие Е.В. Митина, главный специалист Управления дошкольного и общего образования Департамента образования Москвы.

Директор Городского центра профориентации М.А. Салмина рассказала о роли Центра в развитии столичной профориентации.

На пленарном заседании выступила заместитель директора Института психологии, социологии и социальных отношений ГОУ ВПО МГПУ С.Ю. Решетина по теме «Методологические и организационные основы профессиональной ориентации».

Тему продолжила ее коллега, профессор МГППУ Е.Ю. Пряжникова. В своем выступлении «Психолого-педагогическое сопровождение самоопределения молодежи: мифы и реалии» она дала оценку состояния профориентации.

В работе методического марафона приняла участие заведующий сектором программ и технологий высшего образования Центра начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования ФГУ «ФИРО» Е.Ю. Есенина, познакомившая участников марафона с концепцией профессиональной ориентации и сопровождения профессионального выбора в комплексных программах развития образования субъектов РФ.

В заключительном пленарном докладе методист УМЦ по профессиональному образованию ДО г. Москвы Н.Я. Борисова рассказала о взаимодействии ГОУ ВПО «Учебно-методический центр по профессиональному образованию» с образовательными учреждениями СПО по вопросам профориентации.

Первая часть методического марафона завершилась острой дискуссией о перспективах профориентационной работы в образовательных учреждениях в связи с неустойчивым положением педагогов-психологов из-за очередной «оптимизации» образования, отсутствием полноценной подготовки специалистов в области профориентационной работы, неопределенностью их статуса.

Программу первой секции ее ведущие Г.В. Резапкина и Е.Ю. Пряжникова выстроили таким образом, чтобы показать возможности профориентационной работы на протяжении всего обучения, от детского сада до колледжа.

Секцию «Самоопределение детей и подростков как непрерывный процесс» открыла преподаватель кафедры социальной работы РГСУ В.Н.Петелина (г. Протвино Московской области), которая поделилась успешным опытом формирования отношения к миру профессий как процессу социализации детей дошкольного возраста в условиях наукограда.

Тему ранней профориентации продолжила О.В.Приходько, педагог-психолог ГОУ СОШ № 1056 (СЗАО). В ее выступлении <«Профориентация младших школьников» была представлена модель профориентационной работы, которая второй год успешно реализуется в школе.

Резапкина представила свое новое учебно-методическое пособие «Беседы о самоопределении. Классные часы в 5-9 классах» – сценарии сорока занятий, на которых рассматриваются важнейшие вопросы, связанные с личностным и профессиональным самоопределением: формирование реалистичной самооценки; развитие эмоциональной сферы; уточнение профессиональных интересов и склонностей; знакомство с миром профессий и правилами планирования профессиональной карьеры.
Во всех округах Москвы действуют центры профориентации, специалисты которых оказывают бесплатные квалифицированные услуги учащимся школ. Заместитель директора по УВР ЦСТАиПО «Ясенево» (ЮЗАО) О.Н. Чикина рассказала о профориентационной работе Центра, основанной на интеграции различных подходов.

Ее коллега, заместитель директора ЦСТАиПО «Академический» (ЮЗАО) М.Я. Шолохов представил разработанные центром профориентационные технологии самоопределения школьников.

Завершило работу секции яркое, эмоционально насыщенное и содержательное выступление педагога-психолога ГОУ «Педагогический колледж №16» Л.А.Федотовой (СВАО) «Интеграция профориентационной работы в образовательное пространство колледжа». В прошлом году Л.А. Федотова стала лауреатом Всероссийского конкурса «Педагог-психолог года» и получила почетное звание «Лучший педагог-психолог Москвы».

Параллельно с секцией «Самоопределение детей и подростков как непрерывный процесс» работала секция «Справочно-информационное и научно-методическое сопровождение профориентационной работы» (ведущие Е.В. Митина, А.М. Корягин)
Специалист Городского центра профориентации Р.С.Субботин познакомил участников с возможностями Единой образовательной информационной среды (ЕОИС) – недавно созданным и активно развивающимся сетевым сообществом, объединяющим всех участников профориентационной работы в городе. Цель проекта – организовать общение между всеми участниками педагогического сообщества, помочь найти ответ на любой вопрос и создать условия для обмена опытом и повышения профессиональной компетентности.

Методист по профориентации ОМЦ ЗОУО Е.Н. Кузнецова в своем интересном и содержательном докладе «Методическое сопровождение профориентационной работы в образовательных учреждениях» не только представила многообразие различных форм профориентационной работы в Западном административном округе, но и обозначила круг задач, требующих неотложного решения.

Современная профориентация невозможна без качественной профдиагностики. Педагог-психолог ЦСТАиПО «Ясенево» А.С. Акимова активно использует в своей работе компьютерную диагностику. В своем выступлении «Поддержка профильного обучения. Программа комплектования профильных классов «Профиль-класс» она рассказала о новой разработке НПО «Амалтея».
Выступление заместителя директора по УВР ЦСТАиПО «Гагаринский» (ЮЗАО) Ю.В. Кунцева было посвящено роли социального партнерства в организации профориентационных экскурсий на предприятия Москвы. Наряду с другими аспектами профориентационной работы специалисты ЦСТАиПО «Гагаринский» занимаются разработкой, апробацией и внедрением механизмов взаимодействия социальных партнеров, прежде всего, работодателей и образовательных учреждений. К сожалению, межсистемные связи образования с другими общественными институтами, без которых не может быть выстроена эффективная профориентационная работа, были разрушены при переходе к рыночной экономике. Тем ценнее успешный опыт, которым центр «Гагаринский» поделился с коллегами.

Еще одно важное направление профориентационной работы – создание современных учебно-методических пособий для учащихся и родителей, педагогов и психологов. Руководитель проекта «Профессиональное самоопределение» ОИЦ «Академия» М.К. Деканова в своем выступлении «Учебно-методические пособия по профессиональной ориентации школьников Москвы: опыт издания и перспективы» рассказала о масштабных планах издательства. Десятки книг, написанных известными специалистами в области самоопределения детей и подростков, уже готовы к изданию. Книги будут распространяться в соответствии с заказами образовательных учреждений г. Москвы.
Один из авторов учебно-методического комплекта для 9 класса «Профессиональное самоопределение: выбор профиля обучения и профессии А.М. Корягин, директор ГОУ ЦО № 504 (ЮАО) представил такое направление работы Центра профориентации и социальной адаптации молодежи «Горизонт» как издательская деятельность.
Методический марафон завершился работой «круглого стола». Наиболее интересные предложения, высказанные участниками, вошли в проект резолюции по совершенствованию профориентационной работы в столичной системе образования.

Оставьте свой комментарий